Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 2

Открытый микрофон: павел залуцкий

Введение (стендап в Минске)

Пишу этот пост, чтобы поделиться со всеми, кто, может, раздумывает заняться стендапом или начал им заниматься — может, вам пригодится мой 6-месячный опыт. Расскажу, как это было: об ожиданиях, сложностях, возможностях и проч.

В моем родном городе Минске есть отличные возможности для того, чтобы заниматься стендапом. И я горд по этому поводу за Минск. Когда я стал чаще сюда приезжать из США несколько лет назад, я заметил, как много стало разных сервисов, услуг: гонки на картинге, кофейни, экскурсии на двухэтажном автобусе, стендап.

Стендап в моей жизни случился нежданно: я никогда не мечтал о нем, а решил попробовать спонтанно — был застой творческой энергии. Стендап оказался лучшим способом этот застой развеять. Мои мозги расшевелились, страх обращенных на меня взглядов снизился, сидевший где-то глубоко внутри смех пробился наружу – и появилась прекрасная “рутина”, когда я каждую неделю в назначенный день прихожу в знакомое место, вижу знакомые лица и могу рассказать о “наболевшем” сразу сотне людей – и получить от них обратную связь в форме смеха, несмеха, выкриков, угроз жизни и проч. 🙂 Я чувствую себя гораздо менее пещерным человеком или “кубриковым мхом”. “Кубриковый мох” — это когда человек так много проводит времени в офисном кубрике, что он превращается в мох, и этот мох растет по кубрику — от человека уже ничего не осталось, только мох, и два глазных яблока на поверхности, которые крутятся из стороны в сторону =).

Спасибо от всей души тем, кто делает наш город лучше — и особенно тем, кто организует открытые микрофоны — это уникальная возможность, которая открыта для каждого. Страсти организаторов можно только позавидовать: еще не было в 2015 году недели (на моей памяти), когда всеми правдами и неправдами стендап не пробился бы к минскому зрителю.

Итак, сначала о том, когда, что, где – а потом мои “12 вещей, которые я, начинающий, не знал о стендапе” – но благодаря моему блогу, о них будете знать вы!

Возможность для стендапа в Минске №1

Еженедельный открытый микрофон в баре “ДК”. Записаться и выступить может любой желающий — здесь.

Сейчас он по средам. Это очень безопасное место для того, чтобы попробовать себя. Публика настроена очень благожелательно, она молода, студенты первых курсов, но не думайте, что это детский сад — они готовы к самого разного рода шуткам, а главное, от этой публики веет энтузиазмом — они рады быть в этом зале. Открытые микрофоны славятся безжалостностью: на некоторых из них человеку даже отключают свет и звук, если не смешно, и при этом звучит противная сирена. Это не про “ДК”. Само место – очень “атмосферное”, это уютнейший бар-лаунж с обоями в полосочку, здесь все мило и душевно.

Возможность для стендапа в Минске №2

Еженедельный Большой Белорусский Стендап в «Койоте» по воскресеньям — здесь.

Этот вечер организует объединение Standup Union, выступают его члены, а также в начале вечера отводится несколько слотов для сторонних выступающих – и в эти слоты можно записаться на странице мероприятия в ВК. Вход платный — хоть и не дорого совсем — здесь меньше экспериментов, чем на открытом микрофоне, основная цель — не попробовать себя, а скорее отплатить зрителям стабильной программой. Иногда вечер закрывает известный комик. В 2015 г. был Слава Комиссаренко и другие приглашенные гости из России и Украины.

Возможность для стендапа в Минске №3

Телеканал ТНТ проводит региональные вечеринки «Comedy Баттл» Первая такая вечеринка уже прошла в Минске в октябре и обещают еще. Присоединитесь к группе.

Еще возможности для стендапа в Минске

В декабре 2015 г. появился еще один открытый микрофон в “Фасоля» – ничего сказать не могу, т.к. не был ни разу, но обязательно побываю. На фотографиях все смеются, всем хорошо. Надеюсь, так оно и будет в реале. Группа — здесь.

И еще стоит упомянуть о стендапе в других городах Беларуси: под брендом Standup Region Belarus можно словить стендап в Смолевичах, Жодино и др. городах — но не на постоянной основе — выступления организуются по возможности. Группа — здесь.

А теперь – 12 вещей, которые я не знал о стендапе – но которые такие приблуды, как я, теперь имеют возможность узнать.

Женский Стендап

16+
16 выпусков

Смотри новый сезон по субботам в 23:00 на ТНТ!

Только женщины

Не только о женщинах

По субботам в 23:00 на телеканале ТНТ начался показ комедийного шоу – «Женский Стендап», в котором женщины-комики будут говорить правду обо всем, что их волнует и веселит.

Женский юмор может шокировать – если вы думаете, что женщины не ругаются, не жалуются на детей, не шутят о сексе и еще множество всяких «не». Для героинь «Женского Стендапа» нет запретных тем

Они честно говорят о том, что их не устраивает в отношениях и по-настоящему смешно шутят над ними, высмеивают стереотипы семейной жизни, которые столетиями культивировались в нашем обществе, откровенно заявляют о том, что быть хорошей матерью вообще-то очень сложно, и о том, как важно в замужестве оставаться отдельной личностью со своими интересами

В «Женском Стендапе» вы познакомитесь с матерью троих детей, для которой дети не то чтобы смысл жизни, с тридцатишестилетней женщиной, которую все устраивает и ничего не пугает в ее возрасте, с молодой казашкой и врачом по образованию, у которой есть вопросы к традиционному укладу жизни в ее семье. Сюрпризов будет немало – особенно для тех, кто привык, что женский юмор милый и безопасный, и все женщины говорят об одном и том же.

Креативные продюсеры шоу «Женский Стендап» на ТНТ Ирина Мягкова и Зоя Яровицына, знакомые зрителям как победительницы одного из сезонов проекта «Comedy Баттл», считают шоу первой площадкой, на которой сможет выступить любая женщина, которой есть, о чем рассказать: «Женщинам всегда было сложнее пробиться в любой сфере, в том числе и в юморе. В России много талантливых девочек-комиков, но им негде было реализовать свой потенциал. Мы решили придумать такую площадку. Женщинам в жизни часто приходится врать, что-либо замалчивать, делать вид, что их все устраивает. У нас никто молчать не будет, в этом и фишка «Женского Стендапа» – разговаривать. Причем разговаривать откровенно, не боясь осуждения. И это не просто наше желание. Сейчас 2020 год, женщины работают наравне с мужчинами, но до сих пор остаются предрассудки типа «Как так можно? Ты же девочка! Ты же мать!» Мы хотим показать, что любая женщина может поделиться тем, что она на самом деле думает, и ничего ей за это не будет. И публика оценит юмор».

№4: Не всегда в стендапе дается полная свобода самовыражения

Ты начинаешь выступать на открытых микрофонах, и тебя обволакивает упоительное чувство, что ты, спустя десять лет скитания по политкорректным корпорациям, наконец-то можешь рассказывать свои темы, свой взгляд на вещи – без цензуры, без давления социальных норм о том, какие темы допустимы для обсуждения в обществе полузнакомых людей, без боязни быть уволенным из коллектива за то, что ты имеешь собственное, слишком необычное мнение — эта свобода просто, как дурман. Ты не веришь своему счастью: оказывается, есть место на земле, где все это возможно.

Да, на открытых микрофонах, где зрители не платят за вход. Спасибо им, что пришли – спасибо тебе, что ты выступил со своим очень необычным, странным, любительским, заразительным выступлением.

Немного фото:

Я с Дмитрием Шпеньковым и Андреем Чегутаевым

Выступаю на Comedy Battle Minsk Party

Одним словом: не всегда в стендапе будет полная свобода самовыражения.

Это очень больно, не правда ли? В глубине души надеешься, что именно в стендапе ты найдешь правду, то место, где ты будешь на 100% собой. Потом оказывается, что если хочется выступать там, где платят деньги или снимает телевидение, нужно лавировать, как на любой работе. Но утешение в том, что все-таки есть надежда, что несмотря на необходимое лавирование, тебе будут аплодировать/платить за то, что ты приносишь на сцену что-то уникально свое, чего нет в других.

Блог Павла Залуцкого находится здесь.

№2: Evernote

Если вы почитаете литературу для начинающих комиков — например, “Комедию Библии” Джуди Картер — вы узнаете про важность записывать мысли, идеи для шуток. Почему это так — узнаете в этой литературе

Я могу дать совет КАК записывать.

Я, по причине своей склонности к разбросанности, спасаю себя организацией. Я знал, что если я буду записывать в вордовские файлы, в заметки на телефоне, на бумажки, то я погиб. Я открыл для себя приложение Evernote – и это мое всё! Все, что пишешь в Evernote на телефоне, синхронизируется в Evernote на компьютере. Пока я ехал в метро, я строчил в телефон мысли. Я пришел в кафе, открыл ноутбук, и все написанное в метро теперь у меня на экране ноутбука.

И сейчас описаюсь от восторга по поводу того, что я хочу сказать: заметки в Evernote можно тэгать. Это так восхитительно! Например, своей шутке про “Баню в пуховике” я присвоил тэги “Беларусь”, “зима”.

Я готовлюсь к выступлению и мне нужна шутка про зиму. Я отображаю только заметки с тэгом “Зима”. И вуаля – передо мной список всех когда-либо зарегистрированных мною мыслей про зиму.

Для каждой новой мысли или шутки я делаю в Evernote новую заметку. Не складирую все в какой-то один файл или заметку, а именно такое правило: новая тема, мысль – новая заметка. Это очень удобно потом, когда ты пролистываешь свои заметки, и по когда-то записанным мыслям приходят новые мысли – и заметочка медленно перерастает в шутку. Я даже полюбил это дело: вот так листать, брать что-нибудь старенькое и сыренькое и пока есть время дописать туда предложеньице, словцо, украсить, доработать. И так шаг за шагом заметочка обретает заветный тэг “шутка”.

Еще одно преимущество Evernote: по пути на открытый микрофон я собираюсь в метро пробежать глазами текст отобранных для выступления шуток, и я бы хотел иметь распечатки для большей наглядности. Одним нажатием клавиши я могу распечатать из Evernote именно те шутки, которые мне нужны.

I am in love with Evernote! О творческих людях обычно думают как о парящих над землей, правда лично я, пытаясь обуздать свое разбегающееся во все стороны внимание, практикую какие-то такие сухие прагматичные вещи, которые, я не уверен, что практикует самый сушеный офисный секретарь. Вы еще о них узнаете

№1: Успех-провал-провал-провал-успех-провал-провал-провал…

Disclaimer: не претендую на то, что мой опыт будет опытом всех остальных. Рассказываю о собственных впечатлениях.

Ты идешь на свое первое выступление и тебе кажется, что насмотревшись американских комиков, ты можешь не хуже, чем они.

Мое первое выступление было абсолютно провальным: никто не смеялся, я слышал, как летали мухи, а мои же друзья после выступления притворялись, что они со мной не знакомы:) Это преувеличение. На самом деле мои друзья сказали мне: “В тебе что-то есть. Было странно, но главное, что ты – не лошара. Продолжай.” (За их поддержку в тот момент я им бесконечно благодарен).

Точно так же я не ожидал успех своего следующего выступления. Я подумал – wow, я вычислил, как защитить себя от провалов, и теперь мои выступления будут постоянно успешными, как это.

На следующий раз я опять жутко провалился. Я спросил бывалого выступающего: может, я что-то делаю не так? — и он рассказал мне “секрет”: про параболу: комик то проваливается, то имеет успех. Теперь я понимаю, что никакой это не секрет, а самое что ни на есть очевидное в стендапе. Но тогда мне об этом было не известно. Так что знайте. Наблюдая минских комиков из недели в неделю, я вижу, как даже самые опытные из них проходят параболу: еще в прошлое воскресенье он рвал зал, а сегодня – как будто стене рассказывает. Я вижу, как самые блестящие из них неделями пытаются выбраться из “ямы” и мужественно рассказывают свои тексты скучающей публике — и я учусь у них, спасибо им за их пример.

Болючий провал, когда ты отвержен публикой и никто не подходит к тебе дать “пять” за выступление — это будни стендапа. Это невозможно каждый раз воспринимать на личный счет. Со временем это начинаешь принимать как данность, как плохую погоду, с которой ничего нельзя поделать.

Мне стендап интересен потому, что периодический провал раззадоривает меня, дает мне новые силы: “Ах так? Ну я вам покажу в следующий раз!”.

Мне интересно, потому что всегда есть тайна: удастся ли рассмешить сегодня? Отсутствует всяческая возможности гарантировать это, просчитать. Проверенная шутка, рассмешившая публику до коликов в животе на прошлой неделе, не заходит на этой. И все пытаются понять почему. Самому было не интересно, когда ее рассказывал — не смог заразить публику? Слишком душно в зале? Выступавший перед тобой создал тебе “ямку” (выступление было неудачное и публика скисла)? Никто не знает. И все штурмуют сцену всякий раз в надежде, что в этот раз все сойдется – и будут смеяться.

Личная жизнь

О личной жизни стендап-комедиантки известно немного. Она не планирует возвращаться в Новосибирск, считает, что в Москве перспектива завоевать популярность публики намного больше. Юмористка вышла замуж в 2016 г.

Свадьбу сыграли в Москве. Зоя Яровицына и ее муж мечтают о детях, но наследниками пока не обзавелась. Супруг с пониманием относится к шуткам жены об их совместной жизни, которые она читает со сцены. Стендап-комик часто шутит на тему своих отношений с мужем.

Супруга Зои зовут Роман Колесников

Пара много работает, но находит время побыть наедине. В их квартире все полки заставлены книгами, так как девушка не представляет своей жизни без них. Еще она любит смотреть сериалы, гулять.

Творчество

Старший брат Зои трудился на телевидении сценаристом. Ему была не безразлична судьба младшей сестренки. Он видел, что девушка не может найти себе достойного занятия, поэтому до лучших времен предложил ей заняться тем же. Первые 6 месяцев было тяжело, но девушка перед трудностями не пасовала. Первая работа, выполненная Яровицыной – сценки для «Comedy Woman».

Когда Зоя набралась опыта, ее включили в группу авторов, писавших сценарий для комедийного сериала «Супергерои»

Через год Зоя даже начала получать удовольствие от работы, но чувства, что занимается делом всей жизни, не было. Оно пришло, когда в 2014 г. Яровицына вышла на сцену и выступила на юмористическом вечере с номером перед живой аудиторией.

Публика неоднозначно восприняла шутки девушки: кому-то они понравились, кому-то – нет. С каждым новым выступлением стендап-комик оттачивала свое мастерство. Стилисты «Камеди Баттл», куда Зоя пришла побороться за главный приз, помогли найти девушке свой образ: стрижка в сочетании с футболками, открывающими исписанные татуировками руки, делали ее «своим парнем».

С каждым новым выступлением стендап-комик оттачивала свое мастерство

Дебютное выступление Яровицыной в «Снендап-шоу» на канале ТНТ состоялось в 2016 г. Похвала Сергея Светлакова подбодрила Зою. С тех пор на счету комика много проектов:

  • «Импровизация»;
  • «Где логика»;
  • «Прожарка».

Зоя продолжает вести аккаунты на Фейсбуке, в Инстаграм, где публикует свежие фото, делится подробностями творческой биографии.

Детство и юность

Зоя родилась и выросла в Новосибирске. Креативность и творческая жилка были заметны в девушке с раннего детства. Еще в школе Яровицына победила в конкурсе красоты, получив приз в номинации «Интересный человек».

В 2005 г. Зоя стала участницей школьной команды КВН. Девушка сама писала сценарии, подбирала костюмы, занималась постановкой и выступала с юмористическими номерами.

В 2012 г. Яровицына поступила в медицинский университет

Во время учебы в университете Зоя подрабатывала официанткой, некоторое время занимала должность бариста, была даже кассиром в кинотеатре. Получив диплом врача, девушка поняла, что работать по специальности не хочет.

Но и чем себя занять в жизни, тоже не знала. За небольшое вознаграждение занималась написанием рассказов и статей для одного издания, вела блог. Звезда «Женского стендапа» не любит вспоминать тот период.

№3: Круглый идиот

Этот пункт подвязывается к номеру один про “успехи-провалы” и тут я бы хотел подробнее развить такую тему: если ты ждешь, что стендап – это место где ты будешь купаться в овациях и демонстрировать себя умного-смешного-прекрасного, тебя ждет разочарование. Скорее стендап связан с другими ощущениями, а с какими – может с теми, о которых я прочел прямо на первой странице автобиографии Джоун Риверс, первой в истории женщины-ведущей late night show на американском ТВ, ныне покойной, вот как она начинает книгу Enter Talking — перевод вашего покорного слуги:

«Хотите знать, какие бывают на свете идиоты? Круглые идиоты? Это стендап-комики. Выходишь на голую сцену, совершенно один, без поддержки, без сценария, без актеров, которые бы составили тебе компанию, без музыки и без песен, которые бы придали твоему выступлению жизни. Просто ты, в роли себя, со своими собственными словами, которые ты рассказываешь из собственной головы, рассказываешь всем присутствующим, один на один, самые странные свои мысли. И все судят твою персону, достоин ли ты заплаченных ими денег, доставляешь ли ты им удовольствие. Когда они не смеются, эта тишина – это непринятие лично ТЕБЯ и только тебя. Не твоей мамы. Не твоего аккомпаниатора (если у тебя он есть). Тысяча зрителей в концертном зале говорят тебе: «Ты лузер. Ты ничто».

Но вот где начинается по-настоящему идиотизм. Чтобы попасть на эту сцену и идти по этой натянутой веревочке, ты годами терпишь унижения и лишения и чувствуешь себя фриком. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть сумасшедшим. Но именно твое сумасшествие делает тебя смешным, делает тебя зацикленным на своей карьере. Именно это сумасшествие заставляет тебя жить в ожидании этого часа встречи со зрителями, которые могут уничтожить тебя в любой момент. Но при этом именно это и есть самые счастливые моменты моей жизни, когда смех все нарастает, я в эйфории, я купаюсь в любви.”

Вот такая страничка из книжки Джоун Риверс. (Книжка привезена из США, 1986-го года издание, на пике славы Джоун, за год до того, как она была уволена из late night show, а ее муж-продюсер покончил жизнь самоубийством. Джоун осталась без мужа, без работы, с долгом в 37 миллионов долларов. Потом все наладилось: в 1992 году она выиграла «Эмми», а на момент ее смерти в возрасте 81 года в 2014 году она считалась в Америке стендап-комикессой, занятой в наибольшем количестве проектов одновременно.)

В английском есть слово rejection – состояние отверженности, отказа, непринятости. Может, стендап – это про постоянный риск получить rejection – и не просто риск – еще и получение этого rejection фэйсом об тэйбл – особенно если ты еще очень начинающий и с очень странными мыслями 🙂

Со временем, похоже, пребывание в этом состоянии риска, поиска одобрения публики становится наркотической зависимостью. Но я ничего про это не знаю, конечно, я ведь начинающий и должен говорить скромно — поэтому просто переведу еще одну интересную страницу из книги Джоун Риверс.

В 1964 году Джоун была уже далеко не начинающей комикессой, это был ее 7-й год скитаний по клубам и проч. Она пишет в Enter Talking: “31 декабря в клубе Duplex была обычная новогодняя публика: накрахмаленные блузки и корсеты, напомаженные волосы, накрашенные глаза и глупые бумажные шапочки с надписью Happy New Year 1965 — все нью-джерсийцы, которые решили “А поехали на Манхэттэн” – и вдруг поняли, что уже 22:30 и нужно хоть куда-то попасть. Они были подвыпившие, и вообще тяжело рассмешить тех, кто целуется в этот момент взасос. Я потеряла на сцене свой авторитет. Слова выскакивали из меня в неправильном порядке. Я запиналась. Я засомневалась внутри – и животный запах страха стал распространяться от меня, и все становилось все хуже, хуже и хуже. Публика стала разговаривать, как будто я просто играла в коктейльном лаунже на пианино, и я почувствовала себя точно так же, как . Я подумала: “Что я здесь делаю? 31-летняя выпускница Барнарда, с красным дипломом, пытаюсь понравиться людям, которых я бы при других обстоятельствах даже бы не захотела в своей жизни. Я бы не встречалась с тем парнем. Не заговорила бы с той девушкой. Почему я в агонии из-за того, что они отвергают меня? Зачем я мучаю себя? Это сумасшествие

Мне нужно выбраться отсюда.” Но я знала, что мне было очень важно понравиться им, рассмешить их. Эти люди, которым до меня не было дела, были людьми из реального мира

Я знала, что только если я покорю людей из реального мира, я могу по жизни выступать и зарабатывать делом, которое я так люблю.”

Вот такое лирическое отступление, ну что сделать, не скажешь лучше, чем Джоун Риверс. Она душка, обожаю ее.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации