Содержание
- 1 Александра Вертинская
- 2 Свадьба с Никитой Михалковым
- 3 Любовь и жизнь
- 4 Развитие отношений
- 5 Учёба
- 6 Телевидение
- 7 Сестру ревновала к отцу
- 8 Сегодняшний день
- 9 Страницы творческой биографии Александра Вертинского
- 10 Жизнь продолжается
- 11 Ноздря в ноздрю
- 12 Фильмы
- 13 Анидаг
- 14 Творчество и выставки
- 15 Парад звезд
Александра Вертинская
Александра Ильинична Вертинская. Родилась 9 апреля 1969 года в Москве. Российская художница, телеведущая, дизайнер. Дочь актрисы Марианны Вертинской. Внучка певца Александра Вертинского.
Александра Вертинская родилась 9 апреля 1969 года в Москве.
Отец — Илья Николаевич Былинкин, архитектор, педагог в Строгановском училище на факультете скульптуры.
Мать — Марианна Александровна Вертинская, советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР.
Дедушка по матери — Александр Николаевич Вертинский (1889-1957), русский советский артист эстрады, киноактер, композитор, поэт и певец.
Бабушка по матери — Лидия Владимировна Вертинская (урождённая Циргвава; 1923-2013), советская актриса, художница.
Тетя по матери — Анастасия Александровна Вертинская, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР.
Сестра по матери — Дарья Борисовна Хмельницкая (род. 1978), дизайнер.
Двоюродный брат по матери — Степан Никитич Михалков (род. 24 сентября 1966), советский и российский актер, ресторатор.
Родители Александры расстались, когда ей было пять лет, но остались друзьями. С отцом она продолжала общение, тем более, что они жили в одном доме, только на разных этажах. Мать во второй раз вышла замуж за актера Бориса Хмельницкого. Позже мать была замужем за бизнесменом Зораном Казимировичем.
В подростковом возрасте дебютировала в кино — сыграла эпизод в фильме «Диалог с продолжением», в котором одну из ключевых ролей исполнила ее мама. Однако по стопам матери она не пошла — ей передались таланты отца в области изобразительного искусства.
В 1977-1987 годах училась в Московской средней художественной школе при МГХИ имени В.И. Сурикова. При этом архитектурные красоты стали излюбленным сюжетом её картин.
В 1992 году окончила МГХИ имени В.И. Сурикова, мастерская Таира Салахова.
С 1992 по 1994 год стажировалась у Юрия Купера в Национальной академии художеств в Париже.
Александра Вертинская неоднократно принимала участие в художественных выставках во многих городах России и Европы: в Праге, Гронингене, Париже, Милане, Флоренции, Санкт-Петербурге и др. В Москве, Санкт-Петербурге и Флоренции проходили её персональные выставки под названием «Венеция. Шелкография» и «Manu intrepida».
Журнал о моде L’Officiel неоднократно называл Александру Вертинскую самой стильной москвичкой.
О себе Александра говорила: «главное, что я пишу картины, а все остальное в моей жизни — помимо всего прочего».
Сыграла небольшую роль в популярном сериале «Не родись красивой».
Александра Вертинская в сериале «Не родись красивой»
С 2004 по 2007 год Александра Вертинская вела на телеканале «СТС» программу «Снимите это немедленно!» вместе с Ташей Строгой.
Позже была приглашенным дизайнером в рамках программы «Квартирный вопрос» на телеканале «НТВ», вела проекты «Дом с мезонином» на телеканале «Домашний» и «А-ля рюс» на «Пятом канале».
Как дизайнер интерьеров оформила множество квартир, домов, ресторанов и т.д.
Рост Александры Вертинской: 163 сантиметра.
Личная жизнь Александры Вертинской:
Муж — Емельян Владимирович Захаров, известный коллекционер (в пятом поколении), по образованию медик, один из создателей студии «Web Design», соучредитель крупного российского интернет-провайдера «Cityline», владелец московской галереи современного искусства «Триумф».
В браке родились две дочери: Василиса Емельяновна Вертинская (1998 г.р.) и Лидия Емельяновна Вертинская (род. 29 июня 2010). Младшая Лидия родилась в Венеции, ее назвали девочку в честь прабабушки по материнской линии.
Дочери носят фамилию матери. По словам Александры, супруг с пониманием относится к семейным традициям: в ее роду из поколения в поколение рождаются одни девочки, и, чтобы известная фамилия не была потеряна, они все становятся Вертинскими. Единственное исключение в семье — это сын Анастасии Вертинской Степан, который носит фамилию своего не менее известного отца Никиты Михалкова.
Александра Вертинская и Емельян Захаров
У Александры Вертинской особое отношение к Италии, в Тоскане семья имеет особняк. В этой стране они проводят много времени. Александра Вертинская говорила: «Эту страну я могу рисовать вдоль и поперек, для меня это просто наркотик какой-то! Две мои выставки были посвящены Венеции, которую я обожаю».
Фильмография Александры Вертинской:
1980 — Диалог с продолжением — девочка на приёме у врача (нет в титрах)
2005-2006 — Не родись красивой — камео
2009 — Анастасия Вертинская. Бегущая по волнам (документальный)
Свадьба с Никитой Михалковым
В 1966г. Анастасия впервые вышла замуж. Ее избранником стал однокурсник. Это был Никита Михалков, который в будущем, спустя годы, стал всемирно знаменитым кинорежиссером. Однако в то время Михалкова никто не знал − он только начинал свою карьеру. В отличие от его супруги, которая уже была достаточно популярной в своей стране.
Анастасия Вертинская и Никита Михалков
Интересно! К моменту свадьбы у Анастасии и Никиты уже был шестимесячный сын, родители назвали его Степаном.
Брак «простоял» всего три года. Вертинская и Михалков расстались, потому что не сумели сойтись во взглядах на то, как должна быть устроена семья. Никита считал, что супруга должна сидеть дома, воспитывать детей и всячески помогать мужу в его начинаниях. А вот Анастасия была категорически не согласна с таким положением вещей. Это и не удивительно, ведь на тот момент она уже была узнаваемой актрисой. Вертинская не собиралась бросать все и отступать от своей мечты.
Никита Михалков с сыном Степаном
Сама Анастасия спустя годы призналась, что разрыв с Никитой стал для нее большим испытанием, потому что она его очень любила. Но так вышло, что в то время и Михалков и сама Вертинская были сосредоточены на карьере.
Никита шел своим путем, он должен был стать настоящим мужчиной во всех смыслах этого слова, кормильцем семьи. Для этого нужно было развиваться на творческом поприще. А Вертинская маниакально хотела стать еще более знаменитой актрисой, и ради этого готова была многим пожертвовать. Даже браком.
После развода Анастасия и Никита сохранили теплые отношения и уважение друг к другу.
Интересно: Алексей Баталов: биография и семья актера
Любовь и жизнь
Самыми ценными, самым важными в жизни Вертинского были две его девочки, дочки, о которых он не переставал заботиться, тревожиться. Особенно значимым для него был свой участок — небольшая дача, где было решено растить и воспитывать детей. Участок, подходящий для дачи, Вертинские искали очень долго, и однажды жена Фрадкина сказала им про небольшую станцию «Отдых», где есть дача на продажу. Ее посмотрели в 1955 г., обнаружили, что дом в отвратительном состоянии, но место вокруг показалось артисту чудесным. Он принял решение приобрести участок за сумму, которая была в несколько раз больше реальной цены. Вертинский в те времена работал на трех ставках, за каждую из которых получал 270 рублей в месяц. Тем не менее он не пожалел вложить свой труд, деньги, практически свою жизнь в эту дачу. Ее ремонт и обустройство были медленным, постепенным процессом. Немалую роль играла непрактичность актера, его неприспособленность и даже наивность в повседневной жизни. К счастью, Лидия оказалась более приземленным человеком, готовым предложить лучшие выходы из ситуации, более того, обладала достаточной силой воли, чтобы переспорить упрямого мужа.
В мае 1957 г. Вертинский выступил с концертом в последний раз. Они с женой отужинали в ВТО и станцевали под оркестровую музыку, а на следующий день артист уехал в Ленинград – больше жена живым его не видела. Известнейший творческий деятель умер 21 мая. Причиной стала недостаточность сердца. Он скончался в ленинградской гостинице «Астория», прибыв в этот город давать концерт. Местом захоронения выбрали московское Новодевичье кладбище.
Для многих наших современников Вертинский – легенда и реальность в одном лице: очаровательная, загадочная, невероятная. Творчество его было ярким и трогательным, и для отечественной культуры Вертинский – значимая страница, демонстрирующая, что прекрасное всегда выше и сильнее любой политики. В народной памяти его талант сохранен на века, и имя этого автора, поэта, артиста, талантливейшего человека запечатлено на будущее. В 2011 г. был выпущен посвященный его судьбе документальный фильм.
Развитие отношений
Промучившись несколько лет, супруги приняли решение развестись, и 26 мая 1942 г. поэт заключил новый брак – с молодой Лидией, дочкой работника КВЖД. Девушке на этот момент было 19, а артист был старше ее на 34 года. Известно, что Лидия Вертинская и Александр Вертинский любили друг друга, тем не менее судьба дамы была полна лишений. Поэт раз за разом говорил о пылких чувствах к избраннице своего сердца, он писал ей песни. Они познакомились, когда Лиде было всего 17, и уже тогда ее родители были противниками таких отношений – слишком уж существенной казалась разница в возрасте. Уже тогда мать предупреждала дочь, что хорошего ничего не выйдет, она же предрекла ей вскоре оказаться вдовой. Девушка пошла на поводу своего сердца, и впоследствии Лидия не раз будет говорить о том, что сильнее любви в этом мире ничего нет.
До наших дней дошла переписка Александра и Лидии Вертинских. На удивление трогательные письма сочинял артист своей жене и много раз говорил о том, что лишь ее письма могут успокоить его, что только ее он любит и обожает. Не раз он утверждал, что ему не стоило бы жить, ежели бы Лидии не существовало.
Учёба
Вначале Александра Вертинская попала в школу, функционирующую при Третьяковской галерее. До сих пор она с теплотой вспоминает царящую там необыкновенную творческую атмосферу: ребята часто ходили на практику в город и рисовали старые дома и улочки. С большинством одноклассников Вертинская до сих пор поддерживает дружеские отношения, а архитектурные красоты являются излюбленным сюжетом её картин. Потом Александра окончила Суриковский институт и уехала во Францию. Там девушка целых три года проучилась в Академии художеств у нашего известного соотечественника Юрия Купера, живущего в Париже.
Вернувшись в Москву, Вертинская впервые обратила внимание на метаморфозы отечественной моды: в России предпочитали яркую и броскую одежду. А Саша вернулась из Парижа с абсолютно другим вкусом
Она была одета в серую кроличью ушанку, свободное пальто с поясом и вязаные варежки (последние станут модными в столице лишь спустя три года). В таком виде Вертинская вошла в первый фирменный магазин «Версаче». Чересчур подозрительная продавщица сразу её выпроводила, аргументируя это тем, что в дорогие магазины в подобном одеянии не ходят. Тогда Александра не стала с ней спорить, зато теперь доходчиво объясняет основы вкуса и гармонии героиням собственной передачи.
Телевидение
На ТВ Александра Вертинская, биография которой хорошо известна всем поклонникам её творчества, попала довольно неожиданным образом. Женщина занималась семьёй и любимым делом, даже не мечтая стать телеведущей. Но однажды ей позвонили с канала СТС и пригласили вести передачу «Снимите это немедленно». Саша согласилась только потому, что супруг посоветовал ей попробовать себя в новой сфере. С тех пор экран полюбил Вертинскую – в качестве дизайнера она принимала участие в «Квартирном вопросе», рассказывая хозяевам, как декорировать тканями своё жилище. Также Александра ведёт программу «Дом с мезонином» на канале «Домашний». Ведущая ходит в гости к медийным персонам и знакомит зрителей с архитектурой и историей их жилищ.
В передачу «Снимите это немедленно» Вертинскую позвали не просто так. Известный журнал «Офисьель» два года подряд присваивал девушке звание самой стильной москвички. Александра считает, что надо стремиться опередить моду. Ведущей нравится смешивать стили, а не слепо следовать тенденциям. Ключевыми атрибутами в образе она называет такие украшения, как кулоны, браслеты, серьги и брошки. Из цветов Вертинская предпочитает изумрудно-зелёный, чёрный, золотой, серебряный и серый.
Саша признаётся, что в ужасе от того, как наши люди одеваются. Ведущая надеется изменить данную ситуацию с помощью своей передачи.
Сестру ревновала к отцу
На свет Анастасия Александровна появилась в Москве, хотя могла бы — как и ее старшая сестра Марианна — в экзотическом Китае. Но в ноябре 1943 года (победой тогда еще и не пахло) знаменитый певец Александр Вертинский принимает решение вернуться в Советский Союз из Китая, где тогда жила его семья. И, взяв с собой молодую жену Лидию и дочку Марианну, он переезжает в Москву. В автобиографической книге «Синяя птица любви» Лидия Вертинская писала: «Александр Николаевич горячо убеждал меня ехать в Россию и быть с Родиной в тяжёлый для неё час».
Поселились они в гостинице «Метрополь». Этот роскошный отель служил им домом в течение трёх лет. В 1944 году в эту позолоту и бархат привезли из роддома новорожденную Анастасию. Как признавалась «АиФ» Анастасия Вертинская, она страшно ревновала отца: ей казалось, что старшую сестру папа любит больше. Да и имя той дали прекрасное, а вот ей — ужасное. «Папа называл Машу Биби. А меня — Настенька, — рассказывала актриса „АиФ“. — Я была возмущена. Потому что Марианной можно было назвать только ту, которую любишь. А кого ненавидишь — только Настенькой. У нас все уборщицы в школе были Настеньки».
Если отец дарил Марианне и Насте кукол в разного цвета платьях, Анастасия замыкалась в себе, горюя: «Я тогда с папой не разговаривала по неделям, не отвечала на его письма: он, видите ли, подарил Маше куклу в розовом, а мне — в голубом! Это ужас был для меня».
После трех лет обитания в гостинице у семьи Вертинских появилась собственная квартира. Как говорила актриса, хозяйство полностью вела её бабушка, мамина мама. Великолепная хозяйка, которая владела массой рецептов китайской, русской и грузинской кухонь: «Бабушка была сибирячкой и вышла замуж за грузина. Именно у неё я научилась очень многому в плане готовки. А вот мама к хозяйству не притрагивалась».
Девочек Вертинских воспитывали бонны: Вертинский в советской стране умудрился сохранить традиции дворянских семейств. Но как-то Александр Вертинский решил, что Маша и Настя должны быть ближе к народу. «Однажды, сидя за столом и глядя на нас с сестрой очень внимательно, отец спросил маму: „Лилечка, дорогая, тебе не кажется, что мы воспитываем наших двух стерв не как советских гражданок?“» — вспоминала актриса.
Было решено, что девочки поедут в пионерлагерь. Вот только отправили их туда вовсе не как детей из простой трудовой семьи: с немецкими чемоданами, наполненными красивыми нарядами, чулочками, воротничками, «чтобы было в чём выйти на построение на линейку». Когда дочери Вертинских приехали назад, у них был уже один, да и то чужой и потертый чемодан. Из вещей — чья-то майка с пометкой в виде первых букв имени и фамилии… «Папа был в пиджаке и в бабочке, мама — в нарядном платье. А мы, не поздоровавшись, рванули на кухню и стали есть, рыгая, котлеты прямо из сковороды. Папа ушёл в кабинет. Из-за закрытых дверей доносились мамины всхлипывания и шёпот… Нас опять отдали воспитывать боннам. Только было уже поздно», — говорила Вертинская.
Сегодняшний день
Среди последних работ Анастасии Вертинской роль в картине Василия Пичула «В городе Сочи темные ночи», Маргариты в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары и Атаманши в фильме Александра Абдулова «Бременские музыканты».
Со временем актриса нашла себя в другом качестве. Она возглавляет Благотворительный фонд русских актеров, занимается творческим наследием отца, несколько лет преподавала актерское мастерство за рубежом. А еще она помогает сыну вести ресторанный бизнес.
Анастасия Вертинская не снимается в кино с начала 2000-х, но по-прежнему ведет активную светскую жизнь, дает интервью
«Я совершенно не страдаю, у меня нет никакого комплекса одинокой женщины. У меня и так семья многодетная, мне хватает опек и забот, но меня никто ни к чему не принуждает. У внуков есть родители, няни, и я могу ехать куда хочу. Другое дело, я их обожаю, я к ним рвусь и, если в субботу-воскресенье не тискаю, то очень скучаю», — признается Анастасия Александровна.
В 1994 году Анастасия Вертинская сыграла еще одну из своих эпохальных ролей: она воплотила образ Маргариты из любимого всеми романа Михаила Булгакова
Мама Анастасии Вертинской — Лидия Вертинская, создала один из самых запоминающихся персонажей в детском советском кинематографе: жестокую Анидаг. Кадр из фильма «Дон Кихот», 1957 год
Анастасия Вертинская и ее второй муж Александр Градский
Такой знают Ассоль все советские зрители
Анастасия Вертинская: одно из самых недавних фото
Съемки под водой были довольно сложными, так что Анастасии Вертинской и Владимиру Кореневу пришлось довольно долго тренироваться. Но актеры справились, и в итоге фильм «Человек-амфибия» стал одним из шедевров советского кинематографа
Страницы творческой биографии Александра Вертинского
Еще будучи совсем молодым, Александр успешно выступал в любительских спектаклях. Однако денег юноше катастрофически не хватало, поэтому он снова стал красть деньги, но у же у своей родной тетки. За это Сколацкие выгнали его из дома. Лишившись крова и пищи, он вынужден был работать грузчиком, продавцом, корректором на типографии, и в это тяжелое время Александру повезло встретить давнюю подругу его матери — Софью Зелинскую, которая в тот момент сумела заменить ему родителей и повлияла на его дальнейшую биографию.
Он не только жил в доме Софьи Николаевны, но и по ее настоянию восполнил пробелы в своем образовании. В это время Александр Вертинский активно занимается литературой, принимает участие в спектаклях, знакомится с интересными людьми своего времени: Казимиром Малевичем, Марком Шагалом, Натаном Альтманом и многими другими. Талант молодого человека нашел отражение в его литературной деятельности: Вертинский начал сотрудничать с Киевскими популярными изданиями.
Его необычные рассказы, пьесы, стихи, опубликованные в газетах, вскоре принесли Александру известность, а первые гонорары позволили стать независимым, и разбудили его желание прославиться. Вместе с этим, Александр Вертинский узнает о жестоком обмане своих тетушек, которые рассказали ему о смерти сестры. В действительности, старшая его сестра — Надежда была жива и служила в одном из Московских театров. Эта новость очень его обрадовала, и в 1913, полный надежд, он направляется в столицу.
В Москве тогда существовало очень много небольших театральных студий, все были увлечены театральными постановками. Именно там и начиналась творческая биография Александра Вертинского. Талантливого молодого человека вскоре заметили и позвали работать в Театр миниатюр под руководством Марии Александровны Арцибушевой, который располагался на ул. Тверская. Начиная с первого выступления, Александр был вдохновлен шквалом аплодисментов и зрительского восторга, который вызвала его игра.
Таким образом, и брат, и сестра не только вновь воссоединились, они поняли, что судьба наградила их бесценным даром — актерским талантом. С тех пор Александр стал выходить на сцену снова и снова. Кроме работы в театре, он писал пародии, рассказы, а также интересные сценки на злобу дня. Окрыленный успехом, в 1913-м, будущий знаменитый артист решил поступить на службу в Московский художественный театр Станиславского. Но здесь подвела молодого человека его дикция: Станиславский не принял его в свой коллектив из-за того, что тот не достаточно четко произносил «р».
Александр Вертинский в фильме «Анна на шее»
Тогда же Александр начал сниматься в кинофильмах. Его первая картина — «Обрыв». Роль не была главной, но работая над этим фильмом, молодой артист приобрел бесценный опыт. Однако карьеру артиста прервала война. Александр Николаевич Вертинский в 1914 пошел добровольцем на фронт. В 1915 он был ранен, а возвратившись в Москву, узнал о смерти старшей сестры. Это стало большой трагедией в личной жизни Александра Вертинского, так как Надежду он всегда считал своим единственным родным человеком.
Александр Вертинский, фронт, 1914 год
После возвращения с фронта Вертинский продолжал играть в театре Арцибашевой и сниматься в кино. В это же время появился прославленный образ Пьеро. «Песенки Пьеро», его эксцентричные миниатюры, и такие полюбившиеся зрителю романсы как «Я сегодня смеюсь над собой», а также «Панихида хрустальная», «Кокаинетка», «Желтый ангел» и многие другие сделали Александра Вертинского популярным. При этом суждения самых строгих критиков о его выступлениях были всегда положительными.
Знаменитый артистический образ Александра Вертинского – Пьеро
Причиной популярности была прямота и искренность автора. Александр Николаевич откровенно высказывался в своих стихах и песнях о том, что так волновало любого человека: о безответной любви, о сердечных муках и счастье, о безликости общества и его культуре. Артист, певец и поэт, он исполнял на сцене свои сочинения и произведения таких поэтов как Александр Блок, Игорь Северянин, Марина Цветаева. Но всегда у него был свой, собственный стиль их исполнения.
В 1917 Александр Вертинский отправляется на гастроли по стране, которые продлились два года и отразились на его личной жизни и дальнейшей творческой биографии. За это время он побывал во многих городах России, а потом отправился за границу: Румыния, Польша, Франция, Германия, Палестина. Где бы он ни выступал, залы всегда были переполнены. Архивные фото сохранили воспоминания того времени.
Жизнь продолжается
Во второй половине последнего месяца 1944 г. родилась вторая дочка Вертинского. Мать выбрала для нее имя Анастасия. Она говорила, что этот выбор был сделан под впечатлением от рассказа Вертинского о детской влюбленности в девочку Настю. Вскоре после появления второго ребенка было написано одно из известнейших произведений Александра Николаевича Вертинского – «Доченьки». Эта песня распространилась по всему Союзу и принесла ему невероятный успех.
Военный период запомнился семье Вертинских многочисленными гастролями в прифронтовой зоне. Артист выступал с песнями собственного авторства, исполнял творения других советских писателей. Многих удивляло наличие трагических нот в любовной лирике Вертинского, чья личная жизнь, казалось бы, сложилась просто прекрасно. Впоследствии дочка будет вспоминать, что в тот период отец говорил, что не имеет ничего, кроме имени, известного всему миру. В месяц ему приходилось выступать с концертами около 24 раз, зато это давало ему возможность отсылать домой фрукты.
Всего 14 лет работы стали периодом, за который он выступил более 2000 раз. Концерты организовывали в специальных залах, в домах для сирот, в больницах и на заводах. В столичном регионе он бывал с песнями крайне редко, и пресса воспринимала его несколько враждебно, хоть и спокойно, учитывая народную славу и любовь простого люда к певцу. Тем временем война подошла к концу и на государственном уровне развернулась борьба с лирическими настроениями в песнях – якобы таковые мешали строить социализм. Вертинского прямо не называли, но всем было очевидно, что речь шла в первую очередь о нем. Те немногие пластинки, что еще были в наличии, изымались, уничтожались, а про концерты нигде не писалось ни слова. Любимый народом певец словно бы вовсе не существовал.
Ноздря в ноздрю
В личной жизни сестры шли, что называется, ноздря в ноздрю: поклонники стали одолевать их почти одновременно. Но девушки поступили оригинально: выбрали себе в качестве возлюбленных… братьев — Андрея и Никиту Михалковых. Андрей Михалков-Кончаловский, доставшийся Марианне, позднее вспоминал: «У Марьяны были синие глаза, вздернутый нос и рыжие волосы. Когда она сидела на подоконнике, казалось, что перед тобой картина Магритта: глаза сливаются с окружающим небом. Лицо, а за ним сквозь дыры глаз небо просвечивает… Марьяна курила, что мне не нравилось, вела неспортивный образ жизни, что мне тоже не нравилось, была очаровательна, что мне очень нравилось. Она была вся такая легкая, непредсказуемая, небесная!..»
Марианна Вертинская в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева». Фото: kino-teatr.ru
В киношных кругах вовсю строили догадки, когда же две знаменитые династии — Вертинские и Михалковы — породнятся. Семьи в конце концов действительно соединились, однако виновниками торжества оказались вовсе не Андрей с Марианной, а Никита с Анастасией — впрочем, их брак продлился всего несколько лет.
Андрей и Марианна тоже недолго были вместе — у молодого режиссера вскоре появилась новая пассия Наталья Аринбасарова. Узнав об этом, Вертинская разорвала отношения с возлюбленным. Однако спустя много лет признавалась: на самом деле ей повезло, что они с Кончаловским так и не поженились, — иначе она оказалась бы лишь одной из длинного списка его брошенных жен.
Фильмы
В 1964 году Анастасия великолепно сыграла Офелию в фильме «Гамлет», эта роль — заветная мечта многих. В этой киноленте она работает на пару с Иннокентием Смоктуновским
Именно после опыта в этом фильме девушка поняла, насколько важно для нее быть актрисой. Через годы кинокритики назовут эту роль самой удачной в кинокарьере Анастасии Вертинской. Фильм получил большое количество наград, его отметили и на Венецианском фестивале
За рубежом заметили талант Анастасии и прозвали Вивьен Ли Советского Союза. В 1967 году, актриса играет Китти Щербацкую в «Анне Карениной». Через год Вертинская получает роль Лизы Болконской в экранизированном романе –эпопее «Война и мир». Роль была эпизодической, но Анастасия настолько вжилась в образ, что удостоилась высшей похвалы со стороны критиков. В фильме «Влюбленные», вышедшем в 1969 году, Анастасию приглашают играть Таню, и она работает в паре с Родионом Нахапетовым. В 1970 году Анастасия получает роль жены главного героя, в фильме «Случай с Полыниным», где она сыграла вместе со своим наставником в училище, Олегом Ефремовым. Еще через год выходит философская притча «Тень». В этом фильме — сказке Вертинская играет принцессу Луизу, ее партнерами по фильму стали Олег Даль, Людмила Гурченко, Владимир Этуш. Дальше роль в сериале «Овод», в нем Вертинская играет Джемму. Следом за ним роль в таком известном фильме как «Безымянная звезда». Этот фильм примечателен тем, что режиссер Михаил Козаков, в некоторых сценах разрешил актерам самим придумать образы своих героев. Роль Моны Анастасия исполнила блестяще. Впоследствии актриса говорила, что это одна из ее любимых ролей.
У Анастасии были вынужденные периоды простоя в профессии. Все дело в том, что слишком явная, утонченная, аристократичность во внешности девушки, не позволяла ей играть активных, трудолюбивых доярок, колхозниц, сталеварщиц, таких востребованных на экранах в годы СССР. При всем желании Анастасию сложно представить в подобных ролях.
Анастасия, в 1994 году, вместе с Виктором Раковым получила предложение сняться в картине «Мастер и Маргарита». И здесь Вертинская играет без дублеров и выполняет все каскадерские трюки сама, например, когда ее снимали летящей ночью, на метле, и для съемок привязали к вертолету. Но фильм увидел свет только в 2011 году. Анастасия Вертинская считает, что именно мистические силы не давали этой киноленте выйти раньше. Последний фильм, в котором снялась Анастасия это роль атаманши, в «Бременских музыкантах», где режиссер картины Александр Абдулов. Актриса считает, что больше не получала сколько-нибудь значимых предложений, поэтому в кино больше не снимается.
В конце 80-х Анастасию приглашают в Оксфорд, где она начинает преподавать актерское искусство. Преподавательской деятельностью Вертинская занималась около 12 лет (с перерывами). После Оксфорда Анастасия обучала студентов в Швейцарии и Франции. Во всех постановках ее ученики всегда имели большой успех. Работа за рубежом актрисе нравилась, но, как она потом всегда подчеркивала, всегда скучала по родине, и при первой возможности приезжала домой.
Анидаг
Лидии Вертинской и в голову не приходило идти работать, но однажды она попалась на глаза известному режиссеру Александру Птушко. Он как раз искал актрису на роль птицы Фенкис в «Садко». Лидия не считала себя актрисой — для нее это были просто развлечение и приятный новый опыт. Но все-таки сыграла еще в четырех фильмах: Анидаг в «Королевстве кривых зеркал», герцогиню в «Дон Кихоте», фрау Марту в «Киевлянке», колдунью в «Новых похождениях Кота в сапогах».
Лидия Вертинская в фильме «Королевство кривых зеркал»
На этом она бы и завершила свою карьеру, но муж настоял — даже необыкновенная женщина должна быть еще кем-то. К тому же он понимал, что жене придется долго жить без него… Лидия Николаевна окончила Суриковский институт, освоила линогравюру, стала получать неплохие гонорары. Вертинский стал все чаще болеть — сказались выступления в холодных кабаках. Свой последний концерт он дал в Ленинграде и умер в гостинице — заболело сердце.
Читать также: 10 правил, по которым развиваются отношения мужчины и женщины
Творчество и выставки
Что касается живописи, то самый частый город, фигурирующий на картинах Саши – это Венеция. Александра Вертинская обожала путешествовать: непривычная архитектура, национальный колорит, необычные пейзажи и новые впечатления всегда вдохновляли девушку. Но именно Венеция с её бумажными цветами, карнавальной нереальностью, резными арками и картонными фасадами стала для художницы настоящей музой.
Саша неоднократно участвовала в различных выставках: в Санкт-Петербурге, во Флоренции, в Милане, Париже, Кронингене (Голландия), Праге… А в Москве прошла её персональная выставка «Венеция. Шелкография». У Вертинской довольно необычная техника: в качестве холста она использует картон или склеивает несколько слоёв кальки, бумаги и т. п. Тем самым Александра создаёт многослойную, необычную фактуру. Ну и сам рисунок не является традиционным – это авторский чёрно-белый снимок, отпечатанный методом шелкографии, а потом расписанный вручную. Подобную работу можно рассматривать как своеобразную дань прошлому, ностальгию по книжкам-раскраскам.
Цветы в творчестве художницы всегда изображены максимально реалистично – так, как они растут в природе. Периодически на холстах наблюдается вмешательство человека. В этом случае цветы разложены на столе или поставлены в вазу. Палитра Вертинской намеренно ограничена и строга, хотя она и изображает полихромную растительность. Для Саши цветы не просто приятны на вид, а всегда полны достоинства.
Парад звезд
После расставания с Кончаловским в жизни Марианны появился очередной режиссер, гений и живой классик с непростым характером, еще один Андрей — Тарковский. В те годы он был женат на актрисе Ирме Рауш, однако их брак нельзя было назвать прочным — супруги то сходились, то расходились. Во время одного из таких расставаний Тарковский и увлекся Марианной — приступив к работе над «Андреем Рублевым», он предложил ей сыграть Дурочку, но молодая актриса отказалась. И Тарковский отдал роль своей жене.
Отвергла Марианна и предложение руки и сердца: «Если у Тарковского были какие-то взаимоотношения с женщиной, то он, как человек чести, считал своим долгом жениться. Но мне это казалось настоящим безумием. Ему нужна была совершенно другая женщина. А из меня какая, к чертовой матери, жена? Спустя некоторое время Андрей женился на Ларисе Кизиловой, а мы остались друзьями», — рассказывала она.
На этом «парад знаменитостей» в жизни старшей Вертинской не закончился. После непродолжительного романа с оператором Александром Княжинским у нее завязались отношения с известным художником-графиком Львом Збарским, красавцем и дамским любимцем. Влюбленные поселились в квартире матери Марианны — там-то все и пошло наперекосяк.
Как-то раз Збарский оставил свои карандаши и кисточки на столе покойного Александра Вертинского. Это вывело из себя его вдову, Лидию Владимировну, которая свято чтила память мужа. Она наговорила художнику грубостей — а тот, вспылив, собрал пожитки и ушел. На этом их роман с Марианной и закончился.
Украденные голоса. О чем молчала Наталья Варлей в «Кавказской пленнице»
Подробнее